В 2020 году Государственному Русскому музею 125 лет
Хотим рассказать вам о крупнейшем в мире музее русского искусства, об уникальном архитектурно-художественном комплексе в историческом центре Санкт-Петербурга. В апреле 2020 года Государственному Русскому музею исполнилось 125 лет.
История создания музея
До 1917 года музей назывался Русским музеем Императора Александра III. Именно ему принадлежала идея создать музей русского изобразительного искусства. Однако открыл музей сын Александра III — Николай II.
В 1895 году Николай II подписал указ «Об учреждении особого установления под названием «Русского Музея Императора Александра III» и о представлении для сей цели приобретенного в казну Михайловского дворца со всеми принадлежащими к нему флигелями, службами и садом». В мае того же года началась перестройка дворцовых помещений для будущих музейных экспозиций.
Первые экспонаты в Русский музей прибыли из Императорских дворцов, Эрмитажа и Академии художеств. Многие произведения музею дарили частные собиратели. В первом собрании Русского музея было около 1800 работ.
Современный Русский музей представляет собой сложный музейный комплекс на территории площадью более 30 га . Основная экспозиционная часть музея занимает здания, которые являются выдающимися памятниками архитектуры XVIII–XIX вв.: Михайловский дворец (главное здание музея) с выставочным корпусом Бенуа, Михайловский (Инженерный) замок, Мраморный дворец, Строгановский дворец и Летний дворец Петра I. В состав музея входят также Михайловский сад, Летний сад, сад Михайловского (Инженерного) замка и Домик Петра I на Петровской набережной и ряд других зданий.
Коллекция музея насчитывает около 400 000 экспонатов и охватывает все исторические периоды и тенденции развития русского искусства, основные виды и жанры, направления и школы более чем за 1000 лет: с Х по ХХI век.
Михайловский дворец с выставочным корпусом Бенуа
Главное здание Русского музея – Михайловский дворец – находится в центре города, на площади Искусств. Он построен по проекту известного архитектора Карла Росси в 1819–1825 годах и представляет собой выдающийся образец дворцового ансамбля в стиле высокого классицизма. Дворец предназначался для великого князя Михаила Павловича – четвертого сына императора Павла I.
В 1895 году здание было выкуплено в казну и передано учрежденному «Русскому Музею Императора Александра III».
В 1895–1898 годах внутренние помещения дворца были перестроены и приспособлены для нужд музея по проекту архитектора В. Свиньина.
В настоящее время в Михайловском дворце размещается основная экспозиция музея. Здесь можно увидеть произведения художников, составляющих славу и гордость русского искусства – Андрея Рублева, Дионисия, Ф. Шубина, Д. Левицкого, В. Боровиковского, К. Брюллова, Ф. Бруни, О. Кипренского, А. Иванова, И. Репина, А. Куинджи, И. Шишкина, В. Серова, М. Врубеля, П. Антокольского, Б. Кустодиева, К. Малевича, В. Кандинского, П. Филонова, М. Шагала, К. Петрова-Водкина и многих других.
Михайловский (Инженерный) замок
Михайловский замок – крупнейший архитектурный памятник, завершающий собою историю петербургского зодчества XVIII в. Он возведен на месте Летнего дворца императрицы Елизаветы Петровны, разобранного по приказу императора Павла I сразу после смерти его матери – Екатерины II. Общий замысел создания замка и первые эскизы его планировки на самом деле принадлежали Павлу Петровичу. Работа над проектом его будущей резиденции началась в 1784 г. В процессе проектирования, которое длилось почти 12 лет, великий князь обращался к различным архитектурным образцам, увиденным им во время заграничного путешествия, известного под названием «Путешествие графов Северных». К работе над проектом на разных его этапах привлекались архитекторы А.-Ф.-Г. Виолье, В. Бренна, В. И. Баженов. Одним из возможных мест возведения нового дворца называлась Гатчина.
Михайловский замок являлся императорской резиденцией лишь в течение сорока дней. В ночь с 11 на 12 марта 1801 г. император Павел I был убит в своей спальне, став жертвой дворцового заговора. Вскоре после этого события из замка вывезли художественные ценности, а его парадные покои приспособили для разных ведомственных учреждений и роздали под жилые квартиры.
В начале 1820-х гг. здание было передано Главному Инженерному училищу. Общая площадь — 21402 кв. м. В феврале 1823 г. оно получило новое название – Инженерный замок. После смерти императора Николая I, августейшего покровителя училища, размещавшиеся в его стенах учебные заведения стали именоваться Николаевской инженерной академией и училищем. Их преподавателями и выпускниками являлись многие выдающиеся деятели российской истории и культуры: писатели Ф. М. Достоевский и Д. В. Григорович, ученые И. М. Сеченов и П. Н. Яблочков, композитор Ц. А. Кюи, Герой Севастополя Э. И. Тотлебен и многие другие. В 1991 г. Михайловский замок вошел в состав архитектурного комплекса Государственного Русского музея.
В этом здании располагаются отдел «Российский центр музейной педагогики и детского творчества» Русского музея – ассоциированный член Российской академии образования – занимается вопросами взаимодействия художественного музея с системой образования на основе новейших музейно-педагогических технологий и Центр мультимедиа Русского музея, который позволяет показать несколько сотен экспонатов музея в мультимедийной интерпретации, сгруппированных вокруг одной темы. Художественные экспонаты раскрываются с помощью всего современного арсенала мультимедиа: компьютерные фильмы, аудио и видео сопровождение, 3D-моделирование, интерактивный режим для пользователей, технологии микромэппинга и кинекта, экскурсионный сюжет общего маршрута и отдельных историй.
Строгановский дворец
Строгановский дворец был возведен в 1753-1754 гг. архитектором Франческо Бартоломео Растрелли на пересечении реки Мойки с Невским проспектом. Существовавшие на этом месте дома, принадлежащие Строгановым, архитектор объединил в единое целое общим фасадом, относящимся к стилю барокко. В этом же стиле были выполнены главные интерьеры дворца.
На протяжении почти двухвековой истории Строгановского дворца его интерьеры неоднократно переделывались в соответствии с меняющейся модой и потребностями владельцев. В их создании принимали участие более десятка архитекторов, среди которых, помимо Растрелли, Воронихина и Садовникова, были Иван Колодин, Карл Росси и другие петербургские мастера.
В настоящее время в здании действуют постоянные экспозиции «Русский ампир. Декоративно-прикладное искусство времени царствования императора Александра I (1801–1825)» и «Минералогический кабинет».
Летний дворец Петра I
Летний дворец Петра I в Санкт-Петербурге построен в 1711–1712 гг. по проекту архитектора Доменико Трезини. К оформлению фасадов и интерьеров Летнего дворца были привлечены архитекторы и скульпторы из Западной Европы: Андреас Шлютер, Георг-Иоганн Маттарнови, Жан-Батист-Александр Леблон.
Летний дворец Петра I имеет счастливую судьбу: после кончины Петра дворец никогда не перестраивался, хотя были некоторые потери в оформлении интерьеров. До наших дней в неизменном виде сохранились планировка и внешний облик здания, живописные плафоны аллегорического содержания, сосновые шкафы для одежды, изразцовые печи и отделка стен расписными голландскими плитками, отделка деревянными панелями помещений первого этажа, внутренняя отделка Нижней и Верхней Поварен и Зеленого кабинета. Уникальный ветровой прибор в Кабинете Петра I по-прежнему показывает направление и силу ветра, а также время. На втором этаже стоит данцигский шкаф, в котором, по преданию, Петр I хранил свое белье и ботфорты.
Летний дворец ценен не только как один из ранних памятников архитектуры Санкт-Петербурга, но и как свидетельство вкусов, интересов, устремлений Петра I, которые отразились в особенностях архитектуры памятника.
Мраморный дворец
Мраморный дворец, уникальный памятник архитектуры XVIII в., находится на Дворцовой набережной Невы в историческом центре Санкт-Петербурга. Он был построен в 1768 — 1785 гг. по проекту итальянского архитектора Антонио Ринальди (1709-1794). Дворец возводился по заказу императрицы Екатерины II и предназначался для генерал-фильдцейхмейстера графа Г.Г. Орлова (1734-1783).
Возведение Мраморного дворца продолжалось 17 лет. Здание гармонично дополнило ансамбль набережной Невы. Гранит и разноцветный мрамор различных пород стали основными материалами строительства и отделки помещений. Каменное своеобразие строения со временем выразилось в названии «Мраморный».
В трехэтажном здании, построенном из пестрого камня, пилястры и колонны равномерно чередуются с окнами. Часовая башня, аттика, пилястры двух верхних этажей дворца созданы из розового тивдийского мрамора. Декор окон первого и второго этажей – из белого уральского. Из выборгского розового гранита – рапакиви – с шероховатой структурой выполнена цокольная часть здания. Медные рамы всех этажей позолочены. Облик времен Екатерины II сохранился в интерьерах и декоре центрального холла. Уральский мрамор серо-серебристого оттенка преобладал в оформлении парадной лестницы. Ступени – из брусненского песчаника цвета амулет. В нишах – мраморные скульптуры работы Федота Шубина, воплощающие осеннее и весеннее равноденствие, а также времена суток: утро, день, вечер, ночь.
По стенам размещены лепные горельефы: «игры амуров» и четыре женские фигуры по сторонам, символизирующие «силу духа», «справедливость», «благоразумие» и «умеренность».
Со времени передачи Мраморного дворца в качестве филиала Русскому музею ведется детальная реставрация интерьеров, воссоздание первоначальной планировки и облика помещений. Цветовое разнообразие идеально обработанного мрамора и удачное расположение залов позволяют дворцу сохранять статус самого знатного строения XVIII века.
Теперь здесь проводятся постоянные и временные выставки мировых художников. В залах «Музея Людвига в Русском музее» представлены картины современных художников, принесенных в дар Русскому музею немецкими коллекционерами Ирэной и Петером Людвиг. В залах второго этажа выставлена большая коллекция братьев Иосифа и Якова Ржевских.
Домик Петра I
Первая постройка в Санкт-Петербурге, летнее жилище царя Петра I в период с 1703 по 1708 годы. Этот небольшой деревянный домик площадью 60 м² был построен солдатами-плотниками недалеко от Троицкой площади всего за три дня.
Место для строительства домика было выбрано в тылу Петропавловской крепости так, чтобы из окон были видны стратегически важные объекты — водные просторы, окружающая местность и бастионы крепости.
В 1930 году домику присвоили статус историко-мемориального музея. Во время Великой Отечественной войны Домик Петра I был закрыт. Его окна и двери заколотили листами фанеры, зашили досками и, чтобы максимально замаскировать, закрасили серой масляной краской. За сохранением музея следили дежурные. Уже в сентябре 1944 года Домик первым среди всех музеев Ленинграда открылся для посетителей.
В послевоенные годы проведены реставрационные работы. Проведён капитальный ремонт.
Современная музейная экспозиция Домика Петра I представлена предметами, относящимися к петровскому времени, в том числе и мемориальными. Среди них: мундирное платье красного сукна; трость восточной работы, отливка руки Петра с оттиска, сделанного на липецком чугунолитейном заводе в 1707 г., лодка-верейка, кресло Петра I.
Информация взята из интернет-источников:
https://www.culture.ru/institutes/36178/gosudarstvennyi-russkii-muzei
https://www.rusmuseum.ru/
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9