Онлайн-урок «Казачий быт», к празднованию 450-летия служения донских казаков Российскому государству

Донское казачье войско известно как самое многочисленное и самобытное из казачьих войск Российской империи. На протяжении сотен лет казаки считались непревзойденными воинами, которые вели ежедневную многовековую войну, что послужило формированию особого уклада их жизни и быта.
Говоря о жизни казаков, следует помнить, что они являлись людьми вольными, не знавшими крепостного права. Главной и основной обязанностью казака была защита своего Отечества, символами которого являлась православная церковь, русский государь и «батюшка тихий Дон».

Автор: Гавриляченко Сергей Александрович «Станичники»

Служба, долгое и частое отсутствие хозяина – главы семьи предопределили важную роль женщины – хозяйки. Когда казаки были на службе или на войне, то нередко все мужские работы приходилось выполнять жене: казачки сами пахали землю, сеяли хлеб, косили траву, ловили рыбу.
Ни одного важного дела казаки не начинали без молитвы усердной. Ведь они были глубоко верующими людьми. Православие определило весь земной жизненный путь казака, его мировоззрение.

Автор: Гавриляченко Сергей Александрович, «Курень», 2002г.

«Мой дом – моя крепость» — казаки с полным основанием могли бы подписаться под этим изречением. Казачье жилище совмещало в себе и место обитания и оборонное жилище. Слово «курень» означает «круглый», ещё шире – «гармоничный».
До середины XIX века у низовых казаков наиболее распространенными были квадратные двухкамерные жилища (курени), в которых к основному жилому помещению пристраивалось дополнительное, холодное (сени, чулан, коридор), и вытянутые в длину хаты с сенями – флигели.


Казачий курень отличался не только квадратной формой и круглой (четырехскатной) крышей. Он имел также весьма специфическую, отличавшую его от жилища русских крестьян внутреннюю планировку. Русская печь в курене располагалась в центре основного жилого помещения, а не в углу, как в жилищах крестьян (или у большей части верховых казаков).

Со временем в курене стали выделять перегородками отдельные комнаты (стряпку, спаленку, залу), вместо русской печи появились печи городского типа – швейцарки, голландки, печи с подтопом. Зажиточные казаки стали строить курени из привозного соснового леса, больших размеров. С конца XIX века получили распространение жилища из кирпича. Такие постройки со временем стали называться круглыми домами.
Казачья кухня раскрывает особенности быта и культуры донских казаков. При любом количестве комнат в казачьем курене обязательно выделялась в самостоятельное помещение комнатка (кухня), где готовили и ели пищу.


В этой комнате находилась печь (символ домашнего очага), дающая тепло, уют, еду. На Дону использовались разнообразные печи, как по конструкции, так и по назначению. На нижнем Дону большое распространение получили печи-голландки.
По поводу происхождения названия «голландка» существовало множество версий. Появились «голландки» в конце XVII — начале XVIII века. Вернее, существовали они, конечно, и раньше, просто с этого времени их начали украшать изразцами.
Традиционно печь топилась дровами и отходами производств деревообработки, такими как щепа, горбыль, кора.
На Дону отапливаться дровами могли позволить себе только состоятельные семьи, поэтому чаще печь топили бурьяном, соломой, камышом, тростником и другими травянистыми растениями, а также кизяком (прессованные и высушенные на солнце брикеты из смеси навоза и соломы).
В печи варили, парили, жарили, пекли, грели и «томили». Чугунная плита с конфорками позволяла регулировать температуру приготовления пищи. Если убрать все конфорки, то пища будет готовиться на открытом огне, а если при готовке необходимо блюдо потомить, то достаточно передвинуть чугунок на грубку. На плите стоял чугунный утюг.
Для приготовления выпечки и хлеба использовали противни и духовой шкаф, встроенный в печку.

Кроме элементов печи, интересны и приспособления для работы с ней: кочерга — для лучшего укладывания дров в огне, перемешивания углей, очистки печи; печной совок — для очистки печи от золы; ухват или рогач — ставить и доставать из печи чугуны; чапелы, садник — деревянная лопата для посадки и доставания из печи хлеба и выпечки; подстановка для золы.
Печника чтили в народе не меньше, чем священника. Требовалось немалое умение, чтобы печь была не угарной, достаточно большой, жаркой, но не жадной, чтобы топливо шло как можно меньше, а дым не выкидывало во время ветра. Чтобы была бела и красива, ее обмазывали глиной, белили, о ее внешнем виде заботились не меньше, чем о чистоте бытовой утвари, хранившейся в доме.
Для приготовления выпечки и хлеба использовали противни и духовой шкаф, встроенный в печку.
Кроме элементов печи, интересны и приспособления для работы с ней: кочерга — для лучшего укладывания дров в огне, перемешивания углей, очистки печи; печной совок — для очистки печи от золы; ухват или рогач — ставить и доставать из печи чугуны; чапелы, садник — деревянная лопата для посадки и доставания из печи хлеба и выпечки; подстановка для золы.
Печника чтили в народе не меньше, чем священника. Требовалось немалое умение, чтобы печь была не угарной, достаточно большой, жаркой, но не жадной, чтобы топливо шло как можно меньше, а дым не выкидывало во время ветра. Чтобы была бела и красива, ее обмазывали глиной, белили, о ее внешнем виде заботились не меньше, чем о чистоте бытовой утвари, хранившейся в доме.
Под рукой у казачки всегда была необходимая мебель и кухонная утварь. Громоздкой мебели в кухне не было. Казаки-умельцы изготавливали своими руками табуретки, лавки, столы-конторки, подвесные люльки, полки для посуды. Вдоль стен стояли скамьи, на которых размещались ведра с водой, чашки для теста, скалка и рубель для разглаживания белья. В набор кухонной посуды обязательно входили медные чайник, самовар, кофейник, куб для воды, различные кастрюли, умывальник. В кухне хозяйка хранила сборы лечебных трав, пучки укропа и приправы для приготовления пищи.
Перед тем, как сесть за стол, члены семьи мыли руки, вытирая общим холщовым полотенцем. Стоя крестились на икону в переднем углу, произнося при этом в полголоса благодарственную молитву за хлеб, соль. В святом углу стоял треугольный столик, покрытый всегда белой скатертью.

Для приготовления и подачи пищи на стол использовалась различная посуда: глиняная, деревянная, металлическая, медная, фаянсовая, стеклянная.
Посуду из фаянса, фарфора и стекла привозили на Дон торговые казаки из центральной России, Украины, а также из заграничных походов. Дорогая посуда считалась роскошью, ею пользовались богатые казаки. Самая красивая посуда выставлялась в горке, из неё угощали знатных и уважаемых гостей по большим праздникам.
Из напитков предпочитали узвар — компот, сваренный из сухофруктов, налитый в специальный медный сосуд, носик которого закрыт ситечком, чтоб фрукты оставались в кастрюле. Узвар сливали в глиняные кувшины и хранили в подвале.
Оставшиеся продукты, заготовки на зиму казаки хранили в подклетах, подвалах, кладовках.
В подклетах казачьих куреней, особенно на нижнем Дону, в большом количестве использовались плетеные изделия. Плетение – это одно из старинных ремесел. Всевозможные плетеные корзинки, кошевки, лукошки, короба, сундучки, можно было увидеть в каждом казачьем доме. Эти бытовые изделия хорошо вентилировались, что при хранении продуктов имело немаловажное значение. В них хранили, переносили, перевозили зерно, муку, овощи, рыбу. Из лозы плели чемоданы, сундуки, в которых хранили белье, одежду. Самым обычным материалом были тола (лоза) ивы, чакан (разновидность камыша). Узор плетения был разнообразным. Это зависело от индивидуальных навыков мастера.
Редис, редька, лук, картофель, огурцы, сладкие помидоры, тыква, бахчевые культуры – неотъемлемые элементы донской трапезы. Гостей хлебосольная хозяйка угощала вкуснейшими пирогами и пирожками.
Подворье донского казака всегда отличалось своей домовитостью, хозяйственностью и припасами. Разносолы на любой вкус, их рецепты, корзины с дарами осени – все это было в казачьих куренях.
В казачьих семьях любили хорошо, вкусно поесть и угостить гостей. Стол ломился от еды, когда казаков встречали после походов или ждали желанных гостей, мясо, птица, дичь, моченые яблоки, соленья, пироги, донская рыба все выставляли перед гостями. Еду подавали в фаянсовой, фарфоровой посуде.

Традиции и заветы донских казаков живы до сих пор. Казачество по-прежнему уважает и соблюдает законы предков. А прикоснуться к частичке уникальной культуры и истории можно, посетив в Цимлянском музее постоянно действующую экспозицию «Зал казачьего быта».

Источники информации:
Астапенко Г.Д. «Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков» XVII-XX вв. – Ростов н/Д.: «Издательство БАРО_ПРЕСС», 2006. – 256 с.
Материал Поляковой А.Н., зав. культурно-образовательным отделом Старочеркасского музея-заповедника
Лазарев А.Г., Лазарев А.А. Архитектура и градостроительство юга России. История. Традиции. Современные тенденции: Учебное пособие. – Ростов н/Д; Рост. Гос. Строит. Ун-т, 2001. – 152 с.: ил.
https://kulturologia.ru/blogs/040419/42724/

https://ok.ru/kazachestvokavkaza/topic/150947808034873
https://valsur.livejournal.com/90733.html

Добавить комментарий