День Памяти генерала Бакланова Якова Петровича
Казачий генерал Яков Петрович Бакланов родился 15 (28) марта 1809 года в станице Гугнинской неподалеку от Цимлянска (по случаю столетнего юбилея генерала ее переименовали в Баклановскую) в славной казачьей семье. Двухметровый богатырь, неутомимый гонитель горцев и поляков один из славных героев Кавказской войны
Горцы прозвали его Даджал (Сатана) и считали заговоренным от смерти.
Один только вид «Шайтана-Боклю (Лев), как они его называли, наводил на них мистический и суеверный ужас — два метра роста, богатырское сложение, изрытое оспой лицо, огромный нос, кустистые брови, густые длинные усы, переходящие в бакенбарды, которые зловеще развевались на ветру, и в кумачовой рубахе — он был в их глазах живым воплощением и посланцем ада.
С 1826 года начинается его воинская служба, он зачисляется урядником в казачий полк Попова, затем участвует в войне против Турции. Служба на Кавказе с 1834 года, так называемый кавказский период, принесла Якову Петровичу наибольшую известность и помогла удалому казаку стать блестящим боевым офицером.
В бою Бакланов был страшен. В трудные минуты боевой обстановки он с шашкой в руках первым бросался на своем коне вперед. Его знаменитый «баклановский удар» рассекал врага от темени до седла. Бакланов был непримиримо строг и безжалостен к трусам, но за храбрость поощрял всячески и по возможности берег своих подчиненных. Именно поэтому в его полку всегда была строжайшая дисциплина и идеальный порядок. Всех казаков, служивших при штабах денщиками и вестовыми, он немедля вернул в строй. Были введены тактические занятия, о которых ранее никто и слыхом не слыхивал.
Генерал Бакланов не жалел ни себя, ни своего имущества для товарищей и подчинённых: на свои деньги покупал казакам обмундирование и оружие, делил с ними хлеб, зной, стужу и опасность службы. За это казаки его любили, гордились и дорожили им.
Несмотря на свою воинственность и жестокость в бою, Яков Петрович был глубоко верующим человеком. На знаменитом чёрном значке Бакланова — белая надпись: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века. Аминь», серебряная Адамова голова и кости. Известны слова, в которых Бакланов заключил свою личную стратегию: «Вера в Бога, скрытность движения, быстрота, затем смелый удар по первому влечению сердца». Как человек смелый и простой в боях он все же уповал на бога.
Доживал свой век Яков Петрович в Петербурге на шестьдесят четвёртом году жизни в бедности и безвестности. Его дом в Новочеркасске сгорел вместе с имуществом и сбережениями. Всю свою генеральскую пенсию он раздавал увеченным воинам и нищим.
Похоронили героя за счет «признательного войска донского» на кладбище Воскресенского девичьего монастыря в Петербурге. На могиле был поставлен памятник скульптора Набокова, поражавший воображение очевидцев: на куске гранитной скалы брошена бурка, папаха, пика и знаменитый баклановский значок из темной бронзы.
В 1911 году прах Якова Петровича был торжественно перезахоронен в Новочеркасске, в усыпальнице Вознесенского собора.