К 310-летию со дня учреждения Петром Первым в Петербурге первой типографии
Первая типография в России появилась в 1553 году во времена правления Ивана Грозного, в Москве — старейшая российская типография – Московский печатный двор. В Санкт-Петербурге, типографии стали появляться, только в эпоху Петра Первого.
Петр I с детства был знаком с рукописными и печатными книгами и на протяжении всей жизни никогда не расставался с ними, даже в военных походах. По указу тринадцатилетнего царевича был переведен труд страсбургского ученого И.Б. Лангрини «Художества огненные и разные воинские орудия…».
Впервые путешествуя по Европе в 1697 — 1698 гг., Петр I заключил договор с голландским купцом Яном Тессингом об издании книг для России в Амстердаме. А когда в 1711 г. Петр оказался в Кенигсберге и посетил Королевскую библиотеку, где увидел хранившуюся там русскую рукопись, подаренную польским магнатом Б. Радзивиллом, он заказал точную ее копию для личной библиотеки. По его указанию намечалось переиздание первопечатного «Апостола» 1564 г.
В 1710 г. Петр провел реформу печати — старая славянская азбука кириллица была заменена новым гражданским шрифтом, более доступным для усвоения, удобным для набора. Введение новой азбуки открыло путь светской книге, ускорило процесс утверждения светской мысли. Издательскую деятельность Петра, по выражению известного советского книговеда А. А. Сидорова, характеризовало «глубокое понимание связи книги с жизненными интересами русских людей».
В 1711 году на Троицкой площади Березового острова, у въезда на мост, ведший в Петропавловскую крепость, открывается первая в Санкт-Петербурге типография. Согласно приказанию императора из Москвы в 1711 году прибыли 4 наборщика, 2 тередорщика, 2 батырщика и с ними — один стан с гражданским шрифтом да один гравировальный стан с мастером и печатником. Спустя три года в типографии стало уже четыре, а в 1716 году — семь печатных станов. Типография находилась в доме цейх-директора Оружейной канцелярии М. П. Аврамова.
Михаил Петрович Аврамов (1681 — 1752), выучившийся типографскому делу в Голландии, руководил типографией в 1711 — 1721 гг. Он принимает активное участие в выпуске «Книги Марсовой, или воинских дел»; книга была снабжена многочисленными иллюстрациями и свидетельствовала о высоком уровне печатного дела, также редактировал первую русскую газету «Ведомости» (1702 — 1727).
Именно здесь в 1711 году вышел в свет первый номер первой петербургской печатной газеты «Ведомости» (впоследствии «Санкт-Петербургские ведомости»). В задачу Первой типографии Петербурга входило также напечатание официальных государственных постановлений и книг гражданской печати. В 1713 году типографию перевели в специальное здание, находившееся на Троицкой площади у въезда в Петропавловскую крепость, а в 1721 году передали в ведение Святейшего Синода.
В 1720 году при Александро-Невском монастыре открылась вторая типография в Петербурге. В ней печатались кирилловским шрифтом «Проповеди» и «Слова» Ф. Прокоповича и других сподвижников Петра I, некоторые учебники, в том числе популярный букварь Ф. Прокоповича — «Первое учение отроком».
В 1721 году образована типография при сенате, где в большом количестве печатались законодательные документы — указы, регламенты, уставы, а также манифесты и другая литература.
Для нужд учащихся и печатания распоряжений Адмиралтейской коллегии была создана типография при Московской академии.
О темпах развития книгопечатания в первой четверти XVIII в. говорят цифры: если в 1701 году было выпущено 8 названий книг, то в 1724 году— 149. За 24 года издательская продукция возросла почти в 19 раз. Наивысшего подъема издательская деятельность достигает в 1720-1722 гг., т.е. в момент завершения Северной войны.
Источники информации:
https://www.x-print.ru/tipografia.htm
https://maxbooks.ru/sbooks/barenb29.htm