14 июля 1941 года — «день рождения» легендарной «Катюши». Восемьдесят лет назад в этот день прозвучал первый залп батареи реактивных минометов.

14 июля 1941 г. прогремел первый залп знаменитых «Катюш».

«Катюша» — народное название боевых машин реактивной артиллерии БМ‑8 (со снарядами 82 мм), БМ-13 (132 мм) и БМ-31 (310 мм) во время Великой Отечественной войны. Существует несколько версий происхождение этого названия, наиболее вероятное из них связано с заводской маркой «К» завода изготовителя первых боевых машин БМ-13 (Воронежский завод им. Коминтерна), а также с популярной в то время одноименной песней (музыка Матвея Блантера, слова Михаила Исаковского).
«Катюша» стала первой отечественной мобильной многозарядной реактивной системой залпового огня (РСЗО), которая включала в себя реактивные снаряды (РС), пусковые установки (ПУ), приборы управления стрельбой и транспортные средства. Самоходные пусковые установки на автомобилях получили обозначение боевых машин (БМ) реактивной артиллерии. Многозарядность РСЗО определяла возможность одновременного поражения целей на значительных площадях, а залповый огонь обеспечивал внезапность и высокий эффект поражающего и морального воздействия на противника.

Создание реактивных систем залпового огня стало бы невозможно без разработки реактивных снарядов с двигателем, работающим на твердом топливе. Реактивный снаряд БМ-13 имел двигатель, топливо для которого изготавливалось на основе смешения нескольких видов пороха в специальной пропорции. В компонент (менее 1%) входила также специальная немецкая присадка, которую СССР закупала ещё до войны у Германии. Эта присадка помогала топливу двигателя находиться в стабильном состоянии и не позволяла самовозгораться при изменении погодных и других условий. Наладить массовое производство своей присадки СССР смогло лишь к концу 1942 года, что позволило увеличить выпуск снарядов к установкам. Чуть позднее, к середине 1943 года, пороховой состав был полностью модернизирован, что позволило улучшить кучность попадания снарядов, дальность стрельбы и другие важные свойства.

Новейшее советское оружие, решение о массовом производстве которого правительство СССР приняло поздно вечером 21 июня 1941 года, относилось к категории «техники особой секретности» — такой же, как и все средства шифрования и защищённых систем связи.

Самая первая экспериментальная батарея «Катюш» под руководством капитана Флёрова (7 машин-установок, 50 грузовиков со снарядами и ещё около 100 машин в обозах) была использована по назначению 14 июля 1941 года в 15:15 часов под белорусским городом Орша. Батарея уничтожила весь железнодорожный узел «Орша» (крупнейший ж/д узел во всей Западной Европе) с тремя эшелонами: состав с танками, состав с мотопехотой и состав со снарядами. Немцы были буквально ошарашены таким налётом, бросились в панику и после этого объявили настоящую охоту на новое оружие.

Из дневника начальника немецкого Генерального штаба — Франца Гальдера:

«14 июля под Оршей, русские применили неизвестное до этого времени оружие. Огненный шквал снарядов сжег железнодорожную станцию Орша, все эшелоны с личным составом и боевой техникой, приехавших военных частей. Плавился металл, горела земля».

В состав первой отдельной экспериментальной батареи полевой реактивной артиллерии капитана Ивана Флёрова входила и 122-миллиметровая гаубица образца 1910/1930 годов, выполнявшая обязанности пристрелочного орудия. К ней полагался боекомплект в 100 снарядов — вполне достаточно, если учесть, что реактивных снарядов для БМ-13 батарея имела в шесть раз больше. А самое удивительное, что в списке вооружения батареи капитана Флёрова фигурировало ещё и «семь пушек калибра 210 мм»! Под этой графой проходили пусковые установки для реактивных снарядов, тогда как их шасси — грузовики ЗИС-6 — были записаны в том же документе как «специальные машины». Понятно, что делалось это ради всё той же секретности, которая долгое время окружала «Катюши» и их историю. С самых первых дней эксплуатации «Катюш», возле кабины водителя устанавливались ящики с тридцатью килограммами взрывчатки, которые применялись для подрыва машины в случае угрозы захвата противником.

Любопытно, что командир первой батареи «Катюш» — капитан Иван Андреевич Флёров родился 24 апреля 1905 года в селе Двуречки Грязинского района Липецкой области. Эта деревня единственная в России, откуда родом сразу 5 Героев Советского Союза.

Мощные залпы БМ-13 воодушевляли советских солдат, а у немцев только рождали желание поглубже зарыться в землю, то есть, как уже было сказано, то это мощное оружие, которое несло и психологический эффект. Также «Катюша» отличалась довольно высокой надежностью, поскольку конструкция системы была чрезвычайно простой. Производство не требовало серьезных ресурсов, что также можно отнести к преимуществам этого оружия. Нельзя не отметить высокую мобильность реактивной системы. БМ-13 отстреливал боекомплект за 13 секунд и покидал огневой рубеж. Эти возможности «Катюши» сделали ее одним из символов Великой Отечественной войны и нашей Победы.

Добавить комментарий