К 165-летию со дня рождения художника Михаила Александровича Врубеля

Онлайн статья «Художник, график и скульптор – М.А. Врубель», к 165-летию со дня рождения.
Михаил Александрович Врубель (1856-1910) – русский художник рубежа XIX—XX веков, работавший почти во всех жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, скульптуре и театральном искусстве.

Михаил Александрович Врубель (1856-1910)

Михаил Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил военным юристом его отец — Александр Врубель. Мать была дочерью астраханского губернатора, известного картографа и адмирала Григория Басаргина. В 1859 году мать будущего художника умерла от чахотки. Через четыре года Александр Врубель женился снова. Именно мачеха — Елизавета Вессель занялась воспитанием и развитием детей, даже укреплением здоровья: от рождения Михаил Врубель был слабым и болезненным, даже ходить начал только в три года.
В 1865 году семья переехала в Саратов. Жили в казармах губернского батальона. Занимались детьми и родственники Елизаветы Вессель. Ее сестра Александра учила их музыке, а брат Николай, педагог, опробовал на детях новые методики — развивающие игры. К десяти годам Михаил Врубель увлекался музыкой, театральным искусством и рисованием.
Для углублённых занятий живописью отец пригласил Михаилу учителя Саратовской гимназии — Андрея Сергеевича Година. Однажды Михаил увидел репродукцию Микеланджело «Страшный суд», которая произвела на него огромное впечатление.

«Страшный суд» — фреска Микеланджело на алтарной стене Сикстинской капеллы в Ватикане

В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии). Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников.
В 1870 году семья отправилась в Одессу, куда А. М. Врубель был назначен на должность гарнизонного судьи. В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии. Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись. К тому моменту юноша уже написал немало картин маслом. В гимназии он получал высокие отметки по всем дисциплинам, вследствие чего окончил ее с красным дипломом.
После этого Врубель продолжил получать образование на юридическом факультете Петербургского университета. В студенческие годы он увлекался философией и театром, создавал иллюстрации к литературным произведениям. Одна из самых известных работ того времени — графическая иллюстрация «Свидание Анны Карениной с сыном», выполненная черной тушью на коричневой бумаге.

Свидание Анны Карениной с сыном. 1878, коричневая бумага, тушь

Учеба на юридическом факультете не особенно привлекала Врубеля: он два года учился на втором курсе и не смог защитить дипломную работу, из-за чего получил низшую ученую степень — действительный студент.
Активное участие в театральной жизни требовало немалых расходов, поэтому Михаил регулярно зарабатывал репетиторством и гувернёрством. Благодаря этой работе в середине 1875 года он смог впервые посетить Европу, побывав вместе со своим воспитанником во Франции, Швейцарии и Германии.
В молодости Врубель прожил около 5 лет в семье сахарозаводчиков Папмелей в качестве репетитора латыни. Именно семья Папмелей, склонная к эстетству и богемной жизни, стала поощрять художественные занятия Врубеля. Результатом стал коренной жизненный перелом, совершённый в 24-летнем возрасте: окончив университет и отбыв краткую воинскую повинность, Врубель поступил в Академию художеств.
С осени 1880 года Врубель стал вольнослушателем Академии и, по-видимому, сразу стал частным образом заниматься в мастерской Павла Петровича Чистякова. Художник характеризовал годы в Академии благодаря Чистякову «как самые светлые в своей художественной жизни». Первой победой Врубеля на художественном поприще стало получение малой серебряной медали за рисунок «Обручение Марии с Иосифом». Знака отличия удостоилась и работа «Пирующие римляне», на которой были изображены молодые повесы, иронично посмеивающиеся над захмелевшим Патрицием.

М.А. Врубель. «Обручение Марии с Иосифом»,1881

В 1883 году профессор Прахов пригласил Михаила в Киев для реставрации и росписи древней Кирилловской церкви. Именно здесь художнику удалось в полной мере раскрыть свой творческий потенциал. Спустя год его командировали в Италию, для изучения памятников византийской эпохи. В Равенне и Венеции он изучал средневековые витражи и мозаики в итальянских церквях.
После возвращения на родину, окрыленный живописец написал 4 иконы: «Св. Кирилл», «Богоматерь c Младенцем», «Св. Афанасий» и «Христос Спаситель».
Также Михаил Врубель стал автором таких шедевров, как «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание». Примечательно, что при написании святых, он часто изображал лица друзей или возлюбленных.
В 1886 году Врубель представил портрет «Девочка на фоне персидского ковра» и полотно «Восточная сказка». Произведения дышали жизнью, полностью отражая пристрастие художника к тонким нюансам цвета и прорисовке деталей.

В следующем году его пригласили расписывать Владимирский собор, где он продолжил создавать фрески и полотна на библейские сюжеты.
В 1889 году Врубель переехал в Москву. В эти годы он вместе с известными художниками — Ильей Репиным, Иваном Айвазовским, Иваном Шишкиным — работал над иллюстрациями к Собранию сочинений Михаила Лермонтова. Среди них были рисунки к поэме «Демон». А параллельно художник писал большое полотно «Демон сидящий».

«Демон сидящий», 1890г.
Тамара и Демон. Иллюстрация к поэме М. Ю. Лермонтова, 1890

Позже художник создал целый «демонический цикл», состоящий из рисунков, скульптуры и живописных полотен. В этот период стал вырабатываться особый стиль художника: полотна он писал филигранными угловатыми мазками, напоминавшими мозаику.
В начале 1896 года Врубель начал ухаживать за оперной певицей Надеждой Забелой, что со временем привело к свадьбе влюбленных. Своими голосом и красотой девушка вдохновила мастера на написание полотна «Гензель и Гретель», на котором он изобразил Надежду вместе с Татьяной Любатович.

М. А. Врубель и Н. И. Забела. Фото 1896 года

Этот брак оказался счастливым. Осенью 1901 года у супругов родился мальчик Савва. Надежда Забела оставила сцену, и содержание семьи полностью легло на плечи Михаила Врубеля. Это ухудшило его душевное состояние: он стал замкнутым, вспыльчивым, страдал бессонницей. В эти годы он вновь писал демонов.
В 1902 году Врубеля поместили в психиатрическую лечебницу — с этого момента начался период его угасания. В моменты просветления художник узнавал окружающих, общался с ними, пытался рисовать. Уже во время болезни он создал полотна «Шестикрылый серафим», «Роза в стакане», «Жемчужина».
В 1906 году художник ослеп. Последние годы жизни он провел на попечении жены и старшей сестры. Врубель почти постоянно был погружен в собственные галлюцинации. Он умер 14 апреля 1910 года, так и не узнав, что ему присудили звание академика.
Участие Врубеля в выставочной деятельности «Мира искусства» и ряде международных выставок принесло художнику европейскую известность. Среди поздних его шедевров особенно выделялись картина «Царевна-Лебедь», изображавшая пушкинскую героиню, а также «Сирень», «Демон поверженный», «Пантомима», «Шестикрылый серафим», «Пан» и «Гадалка». Последней работой мастера стал портрет поэта-символиста Валерия Брюсова, который из-за прогрессирующей болезни творца так и не был закончен.

«Царевна-Лебедь», 1900 г.

Источники информации:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%80%D1%83%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D1%8C,_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

https://www.culture.ru/persons/8229/mikhail-vrubel

Добавить комментарий