«Нетипичный режиссер Григорий Чухрай», 100-летию со дня рождения Григория Чухрая.

                В январе 1943 году станицу Цымлянскую освободили от немецко-фашистских захватчиков. В освобождении и разминировании нашей малой родины принимали  участие солдаты Красной армии. Они спасли и сохранили сотни жизней местных жителей. Мы помним об их подвиге. Но сегодня нам хотелось вспомнить одного из них, Григория Наумовича  Чухрая (1921-2001) которому в этом году исполнилось бы 100 лет. Этот человек был особенным — пройдя всю войну, получив огромное количество наград, он так же блестяще  закончил ВГИК и стал одним из величайших режиссёров 20 века. Одними из самых выдающихся творений в кинематографе принято считать его фильмы «Сорок первый», «Чистое небо», «Баллада о солдате»

             Картинам Григория Чухрая рукоплескали в Каннах, а экспериментальную киностудию поддерживал Косыгин. Григорий Чухрай выпустил один из самых премированных фильмов в истории отечественного кинематографа — «Балладу о солдате» — и изобрел инновационную экономическую модель кинопроизвод­ства. Он снял всего восемь кинокартин, но навсегда вошел в мировую историю киноискусства.

             Родился Григорий Чухрай в Мелитополе Запорожской губернии Украинской Социалистической Советской Республики (ныне в Запорожской области Украины) в семье красноармейцев Наума Зиновьевича Рубанова и Клавдии Петровны Чухрай.

           В 1924 году родители разошлись, и Григорий остался с матерью. Mать была народным судьёй, училась на высших юридических курсах в Одессе. По возвращении в Днепропетровск она устроилась на работу в машинно-тракторную станцию и вторично вышла замуж за председателя колхоза Павла  Антоновича Литвиненко. В 1935 году отчима направили в Москву для учёбы в Всесоюзной академии соцземледелия, по окончании которой родители вернулись на Украину, а Григорий остался в столице, чтобы окончить школу. Учился в одном классе с Карлом Кантором, который оставался его близким другом до конца жизни.

               В 1939 году был призван в РККА. Служить начал в Мариуполе курсантом полковой школы 229-го отдельного батальона связи 134-й стрелковой дивизии. В апреле 1941 года был переведён в дивизионный подготовительный лагерь для радистов под Белгородом. Встретил начало войны в тренировочном походе под Полтавой. Великая Отечественная война стала реперной точкой, определившей всю дальнейшую жизнь Григория Чухрая. Когда в августе 1941 года был объявлен набор добровольцев в Воздушно-десантные войска, Чухрай, тогда служивший в пехоте, сразу же подал рапорт и десантником попал на фронт. Он прошел всю войну: участвовал в Сталинградской битве, воевал на Донском, на 1-м и 2-м Украинских фронтах. Будучи десантником, неоднократно забрасывался в тыл врага. За героизм и мужество был награжден многочисленными орденами и медалями.

             Когда на вступительных экзаменах во ВГИКе в 1946-м Григория Чухрая, только что демобилизованного лейтенанта, спросили: «Не кажется ли вам, что то, чем вы занимались в армии и то, чем хотите заниматься в искусстве, — слишком разные вещи?», он твердо ответил: «Не кажется».  Чухрай пояснил: «Если кто-нибудь в бою не оправдывал наших надежд, то не потому, что не знал приемов боя или обращения с оружием, а потому, что в критический момент ему не хватило чувства долга и собственного достоинства. Я старался поддерживать эти чувства. В искусстве буду делать то же». К слову, свое обещание он не нарушил. Режиссер считал, что за каждый снятый фильм, как за любой человеческий поступок, надо отвечать по совести.

            Истина, которую поколение Чухрая вынесло из войны, была проста. Победу принесли не точные расчеты стратегов-полководцев, но повседневные усилия каждого участника грандиозных по размаху и трагедийности исторических событий.

           А участниками были все люди, — вся страна. Вот именно об простых людях и рассказывал режиссёр в своих картинах. И они — безвестные герои, и все смотрят на художника в ожидании, будто просят — скажи о нас.

           Первые три его картины, самые знаменитые — «Сорок первый», «Баллада о солдате» и «Чистое небо» — являются не только событиями в истории советского и мирового кино, но и устойчивыми зрительскими «хитами». Это было то кино, которого массовый зритель очень ждал. Собственно, не Хрущев, не жюри кинофестивалей — именно этот самый рядовой массовый зритель «назначил» эти работы Чухрая шедеврами. «Баллада о солдате» стала одним из самых премированных фильмов в истории СССР. Среди призов (всего их больше сотни) — две награды Каннского кинофестиваля: «За лучший фильм для молодежи» и приз «За высокий гуманизм и исключительные художественные качества», британская премия BAFTA, датская «Бодиль», призы фестивалей в Сан-Франциско, Варшаве, Милане.

            Его фильмы как раз давали рядовому зрителю то, в чем он нуждался: они освобождали человека от ощущения своей малости, незначительности.

            А когда в начале восьмидесятых он предпринял новую попытку реализовать самый заветный и самый личный свой замысел — игровой фильм о Сталинграде — то получил отказ от давнего своего недруга, генерала  Политуправления Епишева: «Нам ваша окопная правда (судьбы простых солдат) не нужна».

Но и в постсоветском времени он чувствовал себя еще более неуютно: великая цель была отменена окончательно.

И ему оставалось лишь повторять строки своего друга Коржавина, оказавшиеся пророческими:

Нас все обмануло: и средства, и цели,

Но правда все то, что мы сердцем хотели.

Пусть редко на деле оно удается,

Но в песнях живет оно и остается.

 

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ГРИГОРИИ ЧУХРАЕ:

*За военные заслуги был награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны I и II степени, чехословацким орденом «Партизанская звезда», а также медалями «За оборону Сталинграда», «За взятие Вены», «За победу над Германией».

*Его вдова говорила: «Я прожила жизнь с уникальным, талантливым во всем человеком. Гриша был мастер на все руки. Отремонтировать в доме мог все. И сам был доволен».

*В книге «Моя война» режиссёр писал: «Став режиссером, я считал, что фильм — поступок, и старался не совершать поступка, за который мне было бы стыдно».

*Сними он в начале карьеры только три фильма: «Сорок первый», «Балладу» и «Чистое небо», уже и тогда считался бы классиком.

*После «Баллады о солдате» Чухрая приглашали в Голливуд, звали итальянцы.

*Григорий Чухрай писал: «Мои фильмы любили зрители. А чиновники от искусства меня не любили. За первый мой самостоятельный фильм «Сорок первый» меня отдавали под суд. За «Балладу о солдате» исключали из партии, за «Чистое небо» пытались посадить за решетку, за «Трясину» чуть не разогнали руководство студии, а меня хотели лишить права на профессию».

* «Я никому не жаловался, никого не просил о помощи. Я боролся. И так получалось, что многие люди приходили мне на помощь. Мои фильмы получили десятки престижных призов на международных фестивалях, а за «Балладу о солдате» я получил Ленинскую премию. Но сегодня радует меня не это. Меня радует, что снятые 30—40 лет назад, они до сих пор не сходят с экранов. Сотни других фильмов уже давно умерли, а мои еще смотрятся и волнуют зрителя».

* «Фильм «Память» не понравился начальнику Главного политического управления генералу Епишеву, был запрещен для показа в армии, и очень скоро его сняли с экрана. Я говорю об этом для того, чтобы показать, что в брежневский период работать честно стало невозможно. Врать или говорить полуправду я не хотел».

* « Сценарий «Люди», который мы написали совместно с Ефимом Севелой, мне снимать просто запретили, зачислили его в разряд пацифистских (в то время фильмы против войны не жаловали). Не дали мне снимать и «Сталинград»».

*Чухрай писал в своей автобиографии «Мое кино» о том, что для страны Экспериментальная творческая студия, которую он 10 лет возглавлял, была важнее его творчества.

Вклад в советский кинематограф Григорий Наумович внес не только теми фильмами, которые снял как режиссёр, но и лентами, выпущенными в созданном им Экспериментальном творческом объединении.

Десять лет он возглавлял Экспериментальную творческую киностудию (ЭТК) — инновационную с точки зрения экономики организацию. Студия, в отличие от остальных советских кинопроизводств, сама себя окупала и приносила серьезную прибыль. Этому способствовали экзотичный в рамках советской плановой экономики принцип личной заинтересованности сотрудников (например, зарплата режиссера зависела от успеха его фильма в прокате) и более скрупулезный подход к расходам — съемки картины планировались дольше, а осуществлялись быстрее, сотрудников работало меньше, но трудились они эффективнее. ЭТК выпустила такие легендарные ленты, как «Раба любви», «Белое солнце пустыни», «Иван Васильевич меняет профессию». Для Чухрая собственная выгода никогда не была на первом месте: «Какое счастье думать об интересах своей страны, а не о своих личных интересах!»

 

Добавить комментарий