Канторович Леонид Витальевич

Леонид Витальевич родился в Петербурге 19 февраля 1912 года в семье выходцев из Беларуси — врачей Виталия Моисеевича Канторовича и его жены Павлины Григорьевны Закс. Отец происходил из городка Наднеман на Узденщине, а мать родилась в Минске. Поженившись, родители перебрались в столицу Санкт — Петербург — здесь легче было устроиться в жизни, особенно если имелись способности к какой-либо науке или делу. До революции семья не горевала: Виталий Моисеевич имел свою клинику в три этажа на одном из центральных проспектов, коллекционировал живопись. Сохранился его портрет, написанный И. И. Бродским.

В семь лет Леонид всерьез увлекся химией. Брат Николай, старше Леонида на 11 лет, поступил в медицинский институт, и младший заинтересовался его учебниками химии и математики. Химию он вскоре знал настолько хорошо, что Николай и его друзья, отправившись сдавать экзамен, брали его в качестве «ходячей шпаргалки».

После  революция жить в Петрограде стало невозможно, и семья, от беды подальше, перебралась в Минск.  В 1922г. Канторовичи снова едут в Питер. Здесь 9-летний Леонид, выполняя школьное задание, неожиданно нашел нетрадиционное решение сложной математической задачи. Это настолько поразило школьных педагогов, что об ученике заговорили по всему городу, и Центральная комиссия по улучшению быта ученых при Совнаркоме выделила ему специальную стипендию. Правда, руками ничего он делать не умел. Его мать рассказывала такой эпизод: как-то они пришли к его учителю, профессору Г. М. Фихтенгольцу, и она пожаловалась, что в быту многие вещи ей приходится делать самой, потому что Леонид «даже гвоздя в стенку забить не может». На что профессор спросил у нее, стала ли бы она забивать гвозди золотыми часами?..

В 14 он уже поступил на математическое отделение Ленинградского университета, а уже в 15 написал свои первые научные работы. Цикл исследований по дескриптивным теориям множеств и функций, сделанных в студенческие годы, принес ему уже мировую известность.

В 20 лет Леонид Витальевич стал профессором: его ученики были старше его, а в 23 года он становится доктором наук — без защиты диссертации. Когда Канторовичу было 27, его выдвинули в академики. Правда, он посчитал, что слишком для этого молод, и отказался от участия в выборах.

Работы Канторовича в области функционального анализа и развитая им теория полуупорядоченных пространств (пространства Канторовича) привлекли внимание известных математиков.  В 1938 году Леонид Витальевич был удостоен первой премии на Всесоюзном конкурсе работ молодых ученых. О Канторовиче стали писать газеты, знаменитый художник Петров-Водкин удостоил молодого ученого своего пера.

В 1939 году к нему обратилось руководство фанерного треста с просьбой рассчитать наилучшее распределение заданий между различными типами очистки станков. Обдумывая эту задачу, Леонид Витальевич обнаружил, что существует целый ряд аналогичных планово-экономических задач, которые также имеют проблему в создании эффективных алгоритмов для своего решения: наилучшее использование посевных площадей, выбор загрузки оборудования, рациональный раскрой материала, использование сырья, распределение транспортных грузопотоков, использование ресурсов для строительной программы. Леонид Витальевич сразу осознал, насколько важна эта задача для экономики страны. Настойчивый поиск решения привел к открытию линейного программирования как метода оптимизации использования ограниченных ресурсов. Полученные результаты Канторович описал в 1939 году в работе «Математические методы организации и планирования производства». В ней он рассмотрел задачи экономики, поддающиеся открытому им математическому методу. И таким образом заложил основы линейного программирования затрат. А это в свою очередь позволило планировать производство на длительные периоды.

Главную работу всей своей жизни, книгу «Экономический расчет наилучшего использования ресурсов», будущий нобелевский лауреат закончил писать в 1942 году.

Беда в том, что математическая школа в экономике считалась тогда в СССР «антимарксистской школой», и использование математики в экономике рассматривалось как средство апологетики капитализма.

Сразу же после войны, не имея возможности заниматься экономикой, Леонид Витальевич возвращается в математику.

Тогда же ранние работы Канторовича начали переводить на Западе, и к Леониду Витальевичу пришла мировая слава.

В середине 1960-х родина, наконец, соглашается признать заслуги Канторовича в области экономики: в 1965 году ученому присуждается Ленинская премия.

С 1971 года и до конца жизни академик Канторович управляет в Москве лабораториями в Институте управления народным хозяйством Государственного комитета по науке и технике и во Всесоюзном НИИ системных исследований Госплана СССР и АН СССР. К тому времени он уже завоевал мировое признание, стал почетным доктором многих зарубежных университетов и членом ведущих зарубежных академий.

Нобелевскую премию Леониду Канторовичу дали 14 октября 1975 за «вклад в теорию оптимального распределения ресурсов». Работа, которая принесла автору всемирную славу, была опубликована в 1959 году. А написана в 1942-м году.

Кстати, на церемонии вручения представитель Шведской королевской академии наук отметил: «Основные экономические проблемы могут изучаться в научном плане, независимо от политической организации общества, в котором они исследуются». И это было правдой.

Леонид Витальевич Канторович завершил свой земной путь 7 апреля 1986 года.

Статья взята из открытого источника сети интернет https://www.bel-jurist.com/page/leonid-kantarovich

Добавить комментарий