Покрова на Дону

Чем же знаменателен этот праздник для казачества? В первую очередь он связан с одним важным событием — взятие Казани в 1552 году. Казаки давно уже вели борьбу за веру своих отцов против «неверных басурман» — татар. И, узнав, что царь московский Иван Грозный собирает войско, чтобы взять Казань для расширения границ Российского государства, казаки решили ему помочь, как единоверцу.  К тому времени намечался третий поход на Казань, два предыдущих раза были неудачными. И в разгар осады, когда уже силы русской армии были истощены, внезапно ночью пришли на помощь донские казаки. Их неожиданное появление напугало обе стороны. Историки пишут, что выглядели воины устрашающе, так как их одежды и головы были украшены птичьими перьями.

И на следующий день за Покровом в 1552 году казачий атаман Ермак Тимофеевич подорвал с помощью пороха крепостную стену Казани. Это был первый случай применения саперных работ в истории России. Кстати, этот бесценный опыт казаки использовали и при взятии неприступного Азова.

Как писали летописцы, донские казаки первыми ворвались в город. Увидев это, многие русские воины, которые притворялись убитыми или тяжело раненными еще во время самого приступа, теперь вскочили на ноги и ринулись в бой.

За добровольное и героическое участие в штурме Казани Иван Грозный даровал казакам реку «Дон со всеми притоками» в вечное пользование. Независимый статус Донского казачества подтверждала жалованная грамота, текст которой почти 150 лет зачитывался перед казаками на каждый Покров по многочисленным спискам (копиям).

В праздник Покрова произошло еще одно чудо, напоминающее освобождение Константинополя от вражеского войска. В 1637 году казаки во главе с атаманом Михаилом Татариновым штурмом взяли неприступный Азов без участия русской армии. Напомним, как и при взятии Казани, они подорвали стену крепости. А в 1641 году турки вместе с союзниками решили вернуть себе крепость, поэтому на это дело было отправлено огромное войско, численность которого превышало казачий гарнизон в 20 раз, а по некоторым данным и вовсе в 50 раз.

Надеясь на численное превосходство, турецкие командиры отправляли своих солдат и днем, и ночью, изматывая малочисленных казаков, которые сражались круглосуточно, без отдыха. Всего было организовано 24 приступа. Однако нападавшие были отбиты с большими потерями.

И когда у защитников крепости иссякли силы, в день Покрова перед ними явился образ «жены прекрасной в багряной ризе». Казаки истолковали как знак того, что они находятся под покровительством Божией Матери. На следующий день чудесным образом враги отступили.

«Для донских казаков Покров Богородицы, который отмечается с XVII века – исторически главный праздник. Потому что Азовское осадное сидение чудесным образом закончилось победой донских казаков над 300 тысячной армией. Именно в день праздника Покрова было явление Божьей матери.

Казачий поэт Николай Туроверов писал:
И на ранней заре, средь тумана,
Как молитва звучали слова:
За Христа, за святого Ивана,
За казачий престол Покрова…
За свободу родную, как ветер,
За простую степную любовь,
И за всех православных на свете,
И за свой прародительский кров.

«Покров — конец хороводам, начало посиделкам»

Готовя свои жилища к зиме, при растопке печи хозяйки приговаривали: «Батюшка-Покров, натопи нашу хату без дров». По поверьям, если в этот день истопить избу ветками яблони — всю зиму в доме будет тепло.

Крестьяне верили, что на Покров домовой ложится в спячку. Желая сохранить тепло до весны, в конопаченном и протопленном доме проводили ритуал «запекания углов». Старшая женщина в семье готовила маленькие блины. Первый блин делила на четыре части и клала в углах горницы, чтобы задобрить домового. Дабы пережить голодную зиму, хозяйки «закармливали» домашних животных в хлеву последним снопом, сжатым с овсяного поля. Во дворе взывали к духу хлева, прося позаботиться о скотине. Для праздничного угощения варили мед и брагу, а блюда готовили из плодов нового урожая.

В преддверии праздника девушки начинали гадать и проводить ритуальные действа. С наступлением холодов молодежные гулянья переносились с улицы в избу. Девушки собирались вместе в большом доме, наряжались в лучшие одежды и веселились до упаду. Они верили: «Если Покров весело проведешь, дружка милого найдешь». На первых осенних посиделках девушки выставляли в «отводное» окно хлебную лопату, становились вдоль нее и пели «долгие» лирические песни. Во время пения покачивали лопатой, чтобы «далёко было слышно» — в соседних деревнях. На совместной трапезе угощались кашей и блинами.

Вечером к девушкам присоединялись молодые люди, которые приносили угощения: пряники, леденцы, орехи. В знак внимания парень одаривал приглянувшуюся девицу небольшим подарочком. На таких вечерках-смотринах молодежь присматривала себе подходящую пару. На посиделках собирались каждый вечер с октября по март.

Отметим, что Покров был традиционным временем венчающих, свадеб. Именно в этот день девушки молились о счастливом замужестве. Пресвятая Дева Мария прежде всего считалась помощницей во всем, что связано с семьей, деторождением, обустройством дома. Поэтому к Ней обращали молитвы о здоровье близких, о счастье, о любви.


В повседневной жизни Покров был праздником, который подводил итоги сельскохозяйственного года. К этому дню должен быть собран урожай на полях, в садах, огородах. С Покрова начинается «первое зазимье», домашний скот не выгоняли на пастбища, даже если еще держалась теплая погода. Животных переводили с этого дня на зимний корм. К Покрову старались починить курень, хозяйственные постройки, заготовить топливо для печи. По приметам если не выполнишь эти работы до Покрова – будешь мерзнуть всю зиму. Местные жители говорят о том, что зима во многом зависит от погоды на Покров. Поэтому «снежный» Покров говорит о наступлении ранней зимы. Если на праздник пойдет дождь зима будет теплой. Если листья с деревьев на Покров практически не опали, значит стоит ожидать суровых морозов. Раннюю и холодную зиму, предвещает отлёт на Покров журавлей.

 

Добавить комментарий