К 170-летию со дня рождения Ивана Болдырева

Целый месяц, начиная с 9 сентября 2020 года, продолжалась обменная выставка «Донской казак Иван Васильевич Болдырев: фотограф и изобретатель» в МБУК «Морозовский краеведческий музей». Фотокопии авторских снимков 1875-1877 годов, сделанных нашим земляком, Иваном Болдыревым в станицах Цымлянской и Кумшацкой, представлены из фондов Цимлянского музея. Выставка также посвящена празднованию в 2020 году 450-летия служения Донских казаков Российскому государству.

Болдырев Иван Васильевич — человек незаурядного дарования, талантливый художник, фотограф, изобретатель. Родился он в 1850 году на Дону, в станице Терновской Цимлянской волости Войска Донского в семье донского казака. Отец его долгие годы был на царской службе, и до пятнадцати лет будущий фотограф считался чуть ли не сиротой, зарабатывая на хлеб тем, что помогал деду пасти скот. Вернувшись домой, отец отдал его в услужение офицеру, в надежде на то, что из сына со временем получится исправный писарь. Но Болдырева с раннего детства больше всего на свете привлекала техника.

Болдырев Иван Васильевич

В августе 1869 года уезжает в Новочеркасск, где поступает учеником к фотохудожнику Черепахину Елисею Григорьевичу.
В 1870 году Болдырев сделал первое изобретение – «универсальный объектив», с помощью которого он снимал свои первые портреты (в частности, артистов Новочеркасского театра). Двумя годами позже Болдырев решился на переезд в Санкт-Петербург. В столице он работал помощником и ретушёром в ателье, принадлежавшем успешному портретисту и пейзажному фотографу Альфреду Лоренсу, и посещал рисовальные классы Общества поощрения художников. В 1874 году Болдырев поступил (в качестве вольнослушателя) в Академию художеств. Но через год вернулся на родину.
В 1875–1877 годах Болдыревым были сделаны фотографии, которые вошли в цикл «Виды и типы второго Донского округа», посвященный главным его героям – землякам. Вернувшись в Санкт-Петербург, Болдырев привез с собой два альбома снимков, этнографическую и художественную ценность которых высоко отметили специалисты и любители искусства. Позже, один альбом приобрела Императорская Публичная библиотека, другой — Русское географическое общество.

Базар в праздник в Цымлянской станице. 1875-1876

С 1878 года фотограф регулярно работает в петербургской Императорской Публичной библиотеке, снимая интерьеры здания и создавая портреты ученых – в частности, Владимира Васильевича Стасова, высоко ценившего мастерство Болдырева. В 1880 году знаменитый критик стал инициатором поездки Болдырева в Крым для съемок архитектурного памятника – Бахчисарайского дворца.

Русский музыкальный и художественный критик с донскими казаками. Россия, 1877 год

В 1878 году Болдырев сообщает Русскому техническому обществу об изобретении короткофокусного объектива. Позже, в павильоне фотохудожника Деньера, в присутствии Менделеева Д. И. и других ученых, объектив был испытан. Подобный объектив позволял передавать не только линейную, но и воздушную перспективу при осуществлении портретной групповой съемки. Снимок полученный объективом был высоко оценен и Болдыреву посоветовали взять на изобретение привилегию (дореволюционное название патента), но Болдырев отказался, так как не имел возможности внести положенные в таком случае 150 рублей. Также, из-за отказа чиновников, изобретение так и не попало на международную выставку в Париже.
Болдырев является автором первого образца смоловидной эластичной пленки, которая с успехом демонстрировалась на Всероссийской выставке в Москве в 1882 году. Дальнейшее продвижение своих идей без финансовой поддержки оказалось для Болдырева непосильной задачей.

Иван Болдырев. Автопортрет за изобретением смоловидной пленки-пластинки

В 1888 году его работы выставлялись на Первой фотографической выставке и заслужили похвальный отзыв Императорского русского технического общества «за фотографирование при искусственном свете художественно составленных сцен». В 1889 году Болдырев сконструировал и предложил оригинальные конструкции точно действующего моментального фотозатвора для объектива, который на заседании Русского технического общества был признан самым лучшим, среди всех имевшихся в продаже в то время.
Десятью годами позже, на Пятой фотографической выставке Болдырев показал свои работы российской публике, видимо, в последний раз. Сведения о дальнейшей его судьбе, прослеживаемой до 1917 года, очень скудны.

 

Источник информации:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%BB%D0%B4%D1%8B%D1%80%D0%B5%D0%B2,_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87

Добавить комментарий